Рус Бел Eng

220006, г. Минск, ул. Маяковского, 83

(+375 17) 379-52-13 (приёмная)

len.glav@minsk.gov.by (не для электронных обращений)

С 15.07.2021 внесены изменения в Закон Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З «Об исполнительном производстве» (далее – Закон). В связи с возникающими вопросами сообщаем следующее. 

 

  1. Статьей 106 Закона определен срок перечисления взыскателям денежных средств, удержанных из пенсии на основании исполнительных документов и заявлений взыскателей[1] – до 22 числа месяца, в котором производится выплата пенсии.

Таким образом, денежные средства, удержанные из пенсий (пособий) по исполнительным документам в пользу (1) взыскателей – юридических лиц (соответствующие списки формируются в Государственной информационной системе социальной защиты
(далее – ГИССЗ) на третий выплатной период) и (2) взыскателей – физических лиц, должны быть перечислены на расчетные счета и включены в выплатные ведомости, соответственно, не позднее 22 числа[2].

В целях своевременного перечисления денежных средств необходимо при формировании заявки на финансирование второго выплатного периода планировать ежемесячно на 16 число сумму денежных средств, необходимую для перечисления взыскателям-юридическим лицам, с учетом имеющихся остатков. В случае необходимости, недостающие денежные средства можно включить в заявку третьего выплатного периода на 21 число).

  1. Исполнительный документ, по которому взыскание произведено в полном объеме, или когда отпали основания для выплаты должнику приравненных к заработной плате доходов, с отметкой, скрепленной подписью руководителя пенсионного органа, о произведенных удержаниях с указанием удержанной суммы в трехдневный срок подлежит возврату:

взыскателю – в случаях, когда удержания производились на основании его заявления, направленного в орган по труду, занятости и социальной защиты (далее – управление социальной защиты) в соответствии с частью второй статьи 41 Закона;

в орган принудительного исполнения – в случаях, когда удержании производились на основании исполнительных документов, поступивших из органа принудительного исполнения.

Вместе с тем, главным управлением юстиции Мингорисполкома обращено внимание на необходимость возврата исполнительных документов адресатам непосредственно указанным в соответствующем предписании судебного исполнителя.

Кроме того, согласно пункту 52 Инструкции о порядке обращения за пенсией и организации работы и ведения делопроизводства по назначению и выплате пенсий[3] при наличии оснований, влекущих пересылку пенсионного дела (изменение пенсионером места жительства в пределах Республики Беларусь, поступление в государственное стационарное учреждение социального обслуживания, другое обстоятельство), одновременно с пенсионным делом высылаются исполнительные документы с отметкой о произведенных удержаниях вместе с предписаниями судебного исполнителя и заявлениями взыскателей. О направлении исполнительных документов необходимо  уведомить взыскателя и судебного исполнителя, направившего исполнительные документы.

  1. При обращении взыскания на заработную плату и (или) приравненные к ней доходы должника удержания производятся в соответствии с очередностью удовлетворения требований взыскателей, установленной статьей 122 Закона. Обращаем внимание, что требования взыскателей разделены на шесть очередей.

При этом частью третьей пункта 84 Инструкции об исполнительном производстве[4] (далее – Инструкция) предусмотрено, что при поступлении, в том числе в пенсионный орган, нескольких исполнительных документов в пределах первой или второй очереди, установленной абзацами вторым и третьим части первой статьи 122 Закона, удержания из заработной платы и приравненных к ней доходов производятся пропорционально причитающейся каждому взыскателю сумме в пределах одной и той же очереди. Требования, указанные в абзацах четвертом - двенадцатом части первой статьи 122 Закона, в пределах одной и той же очереди удовлетворяются с учетом календарной даты поступления исполнительного документа.

При поступлении исполнительных документов нанимателю в один день удержания производятся с учетом даты выдачи исполнительного документа.

В соответствии с частью пятой пункта 84 Инструкции при поступлении в пенсионный орган нескольких исполнительных документов разных очередей удовлетворения требований взыскателей удержания производятся по исполнительному документу более ранней очереди в размере, указанном в предписании судебного исполнителя об обращении взыскания на заработную плату и приравненные к ней доходы. Удержания по исполнительному документу, следующему по очереди, производятся после полного погашения задолженности по исполнительному документу предыдущей очереди, за исключением случая, указанного в части шестой указанного пункта.

  1. На практике могут иметь место случаи направления в пенсионный орган постановления судебного исполнителя о взыскании (удержании) принудительного сбора без исполнительного документа в пользу взыскателя (в связи с исполнением требований такого исполнительного документа).

Статьей 121 Закона установлено, что принудительный сбор от суммы исполненного в пользу взыскателя требования или стоимости переданного взыскателю имущества, взыскивается в первую очередь. Оставшиеся денежные средства используются на удовлетворение требований взыскателей и взыскание (удержание) принудительного сбора. Денежные средства перечисляются взыскателям в порядке, установленном законодательством.

  1. В силу части второй пункта 82 Инструкции размер удержаний, в том числе из пенсии, устанавливается судебным исполнителем в предписании.

В зависимости от вида требования по исполнительному документу судебным исполнителем могут устанавливаться предельные размеры удержаний из пенсии должника, предусмотренные статьей 108 Закона.

Так, в соответствии с частью второй указанной статьи из пенсии может быть удержано не более пятидесяти процентов на уплату алиментов, на возмещение расходов, затраченных государством на содержание детей, находящихся на государственном обеспечении, а также на возмещение ущерба, причиненного преступлением, на возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью гражданина, при взыскании задолженности по плате за пользование жилым помещением и жилищно-коммунальные услуги.

По всем остальным видам задолженности может быть удержано не более двадцати процентов пенсии (часть третья статьи 108 Закона).

Частью третьей пункта 85 Инструкции предусмотрено, что при определении размера удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов должника судебный исполнитель должен исходить из остатка задолженности по исполнительному производству, наличия у должника иного имущества, на которое может быть обращено взыскание, сумм заработной платы и приравненных к ней доходов, сохраняемых за должником, а также иных обстоятельств исполнительного производства.

Таким образом, конкретный размер удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов, в том числе пенсии, определяется судебным исполнителем с учетом вышеуказанных обстоятельств, ограничений, предусмотренных статьями 107 и 108 Закона, иными актами законодательства и устанавливается в соответствующем предписании. Размер удержаний, установленный судебным исполнителем в предписании, не может быть изменен пенсионным органом без корректировки имеющихся либо направления новых предписаний.

Вместе с тем, при изменении фактических обстоятельств, влекущих необходимость корректировки предельных размеров удержаний, предусмотренных законодательством, управление социальной защиты обязано уменьшить установленный в предписании размер удержаний до установленного законодательством предела. Например, при установлении судебным исполнителем размера удержаний из пенсии 50 процентов на основании двух исполнительных документов, требования которых относятся к четвертой очереди, и полном исполнении одного из них, размер удержаний по оставшемуся исполнительному документу не должен превышать установленного частью третьей статьи 108 Закона размера (20 процентов), несмотря на ранее установленный судебным исполнителем размер удержаний.

Таким образом, если судебным исполнителем в предписании указан ежемесячный размер удержания равный 20 процентам, то общая сумма удержаний, включая принудительный сбор, не должна превышать
20 процентов назначенной пенсии (независимо от количества исполнительных документов, поступивших в управление социальной защиты).

  1. Согласно статье 110 Закона систематический контроль за правильностью и своевременностью удержаний из заработной платы и приравненных к ней доходов (в т.ч. пенсии) должника и перечисления удержанных сумм взыскателю осуществляет судебный исполнитель.

Обращаем внимание, что систематический контроль заключается в возложении, в том числе, на пенсионный орган обязанности не реже одного раза в квартал, а по исполнительным документам о взыскании расходов по содержанию детей – не реже одного раза в месяц, предоставлять судебному исполнителю информацию о произведенных удержаниях и сроках перечисления денежных средств (пункт 90 Инструкции).

Учитывая изложенное, необходимо наладить с органами принудительного исполнения взаимодействие по представлению указанной выше информации.

  1. С целью приведения удержаний из пенсии в соответствие с законодательством Министерством труда и социальной защиты Республики Беларусь принято решение об удержании в августе текущего года из пенсий должников 20 процентов назначенной пенсии. Удержания в указанном размере будут произведены из пенсий граждан, у которых в электронном пенсионном деле введено 2 и более удержаний, а также по удержаниям, в которых к основному долгу «привязан» принудительный сбор. В дальнейшем, после получения обновлений программного обеспечения, необходимо размер удержаний, установленный в ГИССЗ, привести в соответствие с требованиями судебного исполнителя, содержащимися в предписании (информация будет доведена дополнительно).

[1] Статья 41 Закона.

[2] В электронном пенсионном деле должника в адресации выплаты взыскателю – физическому лицу рекомендуем устанавливать дату выплаты денежных средств в объектах почтовой связи и организациях, осуществляющих деятельность по доставке пенсий и пособий, 20 число. Автоматический контроль на 21 число разработчиком установлен.

[3] Утверждена постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 08.07.2019 № 35 (ред. от 10.06.2021).

[4] Утверждена постановлением Министерства юстиции Республики Беларусь от 07.04.2017 № 67.