Рус Бел Eng

Глава государства поставил задачу обеспечить чистоту управленческого аппарата. Лица, которые скомпрометировали себя совершением противоправных деяний, не должны назначаться на руководящие должности.

В связи с этим была разработана, а в дальнейшем принята парламентом новая редакция закона о борьбе с коррупцией, вступившая в законную силу 24.01.2016.

Закон содержит ряд концептуальных новаций, направленных на то, чтобы государственные должности занимали лица, для которых противоправные формы поведения неприемлемы.

В действующем законодательстве не содержалось безусловных оснований для отказа в приеме на работу на руководящие должности. Поэтому даже на государственную службу могли приниматься лица, ранее привлекавшиеся к уголовной ответственности, со снятой или погашенной судимостью, что создавало условия для совершения коррупционных и иных правонарушений.

В связи с указанным один из основных блоков Закона это - нормы, направленные на недопущение приема на государственную службу, назначения на руководящие должности лиц, ранее совершивших противоправные деяния (в том числе коррупционного характера), несовместимые со статусом государственного служащего.

Запрещается принимать на государственную службу лиц, совершивших тяжкое или особо тяжкое преступление против интересов службы либо тяжкое или особо тяжкое преступление, сопряженное с использованием должностным лицом служебных полномочий. Данный запрет не зависит от факта погашения судимости, т.е. имеет бессрочный характер.

Помимо лиц, осужденных за тяжкие и особо тяжкие преступления против интересов службы, исходя из морально-этических стандартов запрещается повторное трудоустройство на государственную службу лиц, осужденных по ряду иных преступлений, сопряженных с использованием служебных полномочий. К таким преступлениям, в частности, относится создание преступной организации либо участие в ней; торговля людьми; незаконный оборот наркотических средств; разжигание расовой, национальной или религиозной вражды; создание либо участие в преступной организации; хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ.

В целом же к тяжким и особо тяжким преступлениям, сопряженным с использованием должностным лицом своих служебных полномочий, относятся 10 составов преступлений, предусмотренных УК.

В целях обеспечения единых подходов к вопросам ответственности должностных лиц понятие "должностное лицо, занимающее ответственное положение" в Законе и в части 5 ст. 4 УК закрепляется в единой формулировке.

К таким лицам относятся Председатель Палаты представителей и Председатель Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, Премьер-министр Республики Беларусь и их заместители, руководители государственных органов, непосредственно подчиненных или подотчетных Президенту Республики Беларусь, Парламенту Республики Беларусь, Правительству Республики Беларусь, и их заместители, иные государственные должностные лица, должности которых включены в кадровые реестры Главы государства Республики Беларусь и Совета Министров Республики Беларусь; руководители местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов и их заместители; судьи; прокуроры областей, города Минска, прокуроры районов, районов в городах, городов, межрайонные и приравненные к ним транспортные прокуроры и их заместители; начальники следственных подразделений, органов дознания и их заместители, следователи; руководители органов Комитета государственного контроля Республики Беларусь, внутренних дел, государственной безопасности, пограничной службы, таможенных, налоговых органов и их заместители;

Перечень должностных лиц, занимающих ответственное положение, учитывает, что именно эти лица принимают стратегические решения в экономической и политической сфере жизнедеятельности; выполняют функции государственного управления, уголовного преследования и осуществления правосудия; имеют значительные полномочия по распоряжению государственным имуществом, активами государственных и иных организаций.

Также необходимо отметить, что в новом Законе закреплены нормы, которые усиливают контроль за финансовым и имущественным положением вышеназванной категории должностных лиц, их супругов и совместно проживающих близких родственников.

В целях ужесточения правовых последствий привлечения к уголовной ответственности возникает вопрос о снижении социальных гарантий для должностных лиц, совершивших тяжкие и особо тяжкие преступления. Закон устанавливает, что таким государственным служащим пенсии за выслугу лет в соответствии с законодательством о государственной службе не назначаются (не выплачиваются). Пенсия в этом случае будет назначаться по возрасту на общих основаниях.

Ограничение права на пенсионное обеспечение будет распространяться и на совершивших подобного рода преступления лиц, занимающих должности в Вооруженных Силах Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях, военизированных организациях, правоохранительных структурах, подразделениях МЧС. При этом при расчете пенсии оклад по воинскому (специальному) званию будет учитываться по званию "рядовой" или соответствующему ему специальному званию.

Также возникают новые правовые последствия для лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам.

К дискредитирующим обстоятельствам относятся: прогул (в том числе отсутствие на работе более трех часов в течение рабочего дня) без уважительных причин; появление на работе в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а также распитие спиртных напитков, употребление наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов, токсических веществ в рабочее время или по месту работы; совершение по месту работы хищения имущества нанимателя, установленного вступившим в законную силу приговором суда или постановлением органа, в компетенцию которого входит наложение административного взыскания; нарушение требований по охране труда, повлекшее увечье или смерть других работников; совершение работником, выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с продолжением данной работы; сокрытие руководителем организации фактов нарушения работниками трудовых обязанностей либо непривлечение без уважительных причин виновных лиц к установленной законодательством ответственности за такие нарушения; нарушение руководителем организации без уважительных причин порядка и сроков выплаты заработной платы и (или) пособий; несоблюдение ограничений, связанных с государственной службой; несоблюдение порядка приема лиц на государственную службу, выдача характеристик, содержащих заведомо недостоверную информацию о работниках.

Закон закрепляет норму, влекущую временное (до истечения пяти лет со дня увольнения по дискредитирующим обстоятельствам) ограничение для назначения на руководящие должности лиц, включенных в кадровые реестры Главы государства, Совета Министров Республики Беларусь, областных (Минского городского) исполнительных комитетов, районных, городских исполнительных комитетов, местных администраций районов в городах.

Назначение же лиц, уволенных по дискредитирующим обстоятельствам, на руководящие должности в организации государственной и частной формы собственности в течение пяти лет после увольнения возможно только при условии согласования назначения с председателем исполнительного комитета, главой администрации г. Минска (города областного подчинения), на территории которого находится организация.

Изменились и подходы к ограничениям, связанным с совместной службой (работой) супругов, близких родственников или свойственников

Запрещается совместная работа в одной и той же государственной организации (обособленном подразделении) на должности руководителя (его заместителей), главного бухгалтера (его заместителей) и кассира супругов, близких родственников или свойственников, если их работа связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.

Близкие родственники - родители, дети, в том числе усыновленные (удочеренные), усыновители (удочерители), родные братья и сестры, дед, бабка, внуки.

Свойственники - близкие родственники супруга (супруги).

Изменились и подходы к возможности заниматься иной оплачиваемой деятельность.

Так государственным служащим, сотрудникам Следственного комитета Республики Беларусь, Государственного комитета судебных экспертиз Республики Беларусь, военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям, органов финансовых расследований Комитета государственного контроля Республики Беларусь, а также руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам государственных организаций и организаций, в уставных фондах которых 50% и более долей (акций) находятся в собственности государства и (или) его административно-территориальных единиц, запрещается заниматься иной оплачиваемой работой, не связанной с выполнением служебных (трудовых) обязанностей по месту основной работы, кроме педагогической, научной, культурной, творческой деятельности, медицинской практики.

Статьей 36 Закона Республики Беларусь «О борьбе с коррупцией» (далее – Закон) установлен гражданско-правовой механизм безвозмездного изъятия по решению суда имущества, в отношении которого не представлено доказательств его приобретения на законные доходы.

Закон предусматривает, что критерием неосновательного обогащения служит явное несоответствие реальной стоимости имеющегося имущества и денежных средств  и уровня легальных доходов. Под явным превышением стоимости имущества и иных расходов над доходами, полученными из законных источников, понимается превышение, составляющее не менее 25 процентов от доходов, полученных из законных источников.

В этом случае должностному лицу предоставлено право добровольно передать в доход государства имущество на сумму, явно превышающую подтвержденный доход, или выплатить его стоимость и сумму иных расходов, явно превышающих подтвержденную сумму доходов. В случае отказа добровольно совершить указанные действия прокурор вправе обратиться с иском в суд.

Такой механизм изъятия имущества может быть применен лишь в отношении государственных должностных лиц, на которых распространяется особый порядок декларирования доходов и имущества, установленный. Это лица, занимающие ответственное положение, а также поступившие на государственную службу путем избрания.

Часть 3 статьи 39 Закона расширила гарантии физическим лицам, способствующим выявлению коррупции. Так в Законе закрепляется, что физическому лицу, способствующему выявлению коррупции, выплачиваются вознаграждение и другие выплаты, которые не указываются в декларации о доходах и имуществе.

Более того, вводится институт общественного контроля в сфере борьбы с коррупцией, закрепляются формы участия граждан в такой деятельности (в том числе участие в разработке проектов нормативных правовых актов в сфере борьбы с коррупцией и в работе комиссий по противодействию коррупции).

Также Закон содержит  нормы, усиливающие ответственность за нарушения в сфере государственных закупок.

В целях персонификации ответственности за возможные негативные последствия, наступившие в результате осуществления процедур государственных закупок, Закон предусматривает внесение изменений и дополнений в КоАП и Закон Республики Беларусь от 13 июля 2012 года "О государственных закупках товаров (работ, услуг)".

Норма об административной ответственности теперь имеет формальный и материальный составы. При этом персонификация ответственности достигается путем ее индивидуализации в зависимости от повторности нарушения или его последствий. В случае привлечения к ответственности за нарушения, не повлекшие значительных негативных последствий, устанавливаются более мягкие санкции, чем предусматривает действующая редакция части 4 ст. 11.16 КоАП.

Новая часть 5, дополнившая ст. 11.16 КоАП, закрепляет повышенную ответственность в виде штрафа до 100 базовых величин за нарушения, совершенные повторно и (или) повлекшие дополнительное расходование бюджетных средств либо снижение количественных и качественных характеристик поставляемых товаров, работ или услуг.

Расширяется субъектный состав лиц, которые могут привлекаться к административной ответственности за нарушения в сфере государственных закупок. Помимо должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, к таким лицам Закон относит членов комиссий, созданных для проведения процедур государственных закупок.

Таким образом, можно констатировать, что вышеперечисленные новации рассмотренного антикоррупционного Закона закрепляют базовые положения государственной политики в сфере борьбы с коррупцией и направлены на внедрение действенных механизмов, которые позволят минимизировать привлекательность коррупционного поведения и исключить предпосылки для него.

Нормы Закона окажут существенное влияние на профилактику коррупционных правонарушений, снизят риски совершения подобных преступлений, будут способствовать защите экономических интересов общества и государства, а также предоставят дополнительные возможности правоохранительным органам пресекать коррупционные правонарушения.

Помощник прокурора
Ленинского района г.Минска
юрист 3 класса И.С.Цвирко