Рус Бел Eng

Полномочия органов прокуратуры как одного из субъектов профилактики правонарушений определены статьей 9 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее - Закон).

Непосредственно в пределах своей компетенции органы прокуратуры осуществляют предусмотренные статьей 10 Закона такие меры общей профилактики, как:

  • разработка и утверждение региональных комплексных программ по профилактике правонарушений и проведение профилактических мероприятий;
  • правовое просвещение граждан;
  • внесение представлений, вынесение предписаний.

Кроме того, органы прокуратуры осуществляют и предусмотренные главой 4 Закона такие меры индивидуальной профилактики, как:

  • профилактическая беседа (устное разъяснение гражданину общественной опасности подготовки и совершения правонарушений, правовых последствий, наступающих в результате совершения правонарушений, а также убеждение гражданина в недопустимости их совершения);
  • официальное предупреждение (письменное разъяснение гражданину о недопустимости подготовки или совершения правонарушений в целях предупреждения повторности совершения им правонарушений);
  • защитное предписание (установление гражданину, совершившему насилие в семье, ограничений на совершение определенных действий).

Законом также предусмотрено, что в целях защиты прав, свобод и законных интересов детей в пределах своей компетенции органы прокуратуры осуществляют профилактические мероприятия по предупреждению насилия в семье (статья 17), которое часто приводит к совершению преступлений на бытовой почве.

Справочно *.  За 9 месяцев 2016 г. прокуратурой Ленинского района г.Минска в рамках осуществления надзора за исполнением законодательства о профилактике правонарушений, в т.ч. о борьбе с пьянством и наркоманией, внесено 6 представлений, вынесено 2 предписания, официально предупреждено о недопустимости нарушения законодательства 227 лиц.

Генеральным прокурором Республики Беларусь и нижестоящими прокурорами территориальных и специализированных прокуратур осуществляется координация деятельности государственных органов по профилактике правонарушений (статья 6 Закона).

Координация правоохранительной деятельности осуществляется на основании статьи 12 Закона Республики Беларусь от 08.05.2007 №220-З "О прокуратуре Республики Беларусь" (далее - Закон о прокуратуре), в том числе посредством организации работы координационных совещаний по борьбе с преступностью и коррупцией (далее - координационное совещание).

Справочно *. За 9 месяцев 2016 г. прокуратурой Ленинского района г.Минска проведено 3 координационных совещания по борьбе с преступностью и коррупцией, на которых рассмотрены вопросы:

  1. О состоянии работы по предупреждению убийств и умышленных причинений тяжких телесных повреждений, раскрытию указанных преступлений, расследованию и судебному рассмотрению уголовных дел данной категории.
  2. О состоянии исполнения органами уголовного преследования законодательства при рассмотрении заявлений и сообщений о пожарах, а также результатах анализа следственно-судебной практики по уголовным делам о пожарах и по делам об административных правонарушениях, связанных с нарушением законодательства о пожарной безопасности, и профилактики пожаров.
  3. О результатах анализа практики привлечения к административной ответственности и судебной практики выселения граждан за нарушение правил проживания, а также эффективности взаимодействия УВД администрации Ленинского района г.Минска и УП «ЖРЭО Ленинского района г.Минска» в выявлении и пресечении указанных правонарушений.

В сфере предупреждения правонарушений основными целями координационного совещания являются определение стратегии и тактики деятельности по борьбе с преступностью и коррупцией, профилактика правонарушений с учетом криминогенной ситуации, а также выработка согласованных мероприятий по своевременному предупреждению, выявлению, пресечению и раскрытию преступлений, коррупционных правонарушений и правонарушений, создающих условия для коррупции, а также иных правонарушений, обеспечение выполнения этих мероприятий.

Согласно статье 4 Закона о прокуратуре одним из ключевых направлений работы прокуратуры по профилактике преступлений является надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными представительными, исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями, религиозными организациями и другими организациями, должностными лицами и иными гражданами (надзор за исполнением законодательства).

Например, при осуществлении надзора за соблюдением законодательства о защите прав и законных интересов несовершеннолетних могут быть выявлены не только факты уклонения родителей от исполнения обязанностей по воспитанию детей, но и факты жестокого обращения с детьми, их вовлечения в занятие проституцией, антиобщественного поведения, совершения преступлений. Своевременное принятие адекватных мер прокурорского реагирования (в т.ч. возбуждение по выявленным фактам уголовных дел, например, в отношении родителей, педагогов, иных лиц, на которых возложены обязанности по воспитанию несовершеннолетнего) является профилактической мерой по предупреждению возможного совершения тяжких преступлений как в отношении несовершеннолетних, так и самими несовершеннолетними.

Таким образом, выявление причин и условий совершения правонарушений является фундаментальной основой для разработки эффективной системы мер по предупреждению преступлений.

Старший помощник прокурора
Локтева В.В.