Рус Бел Eng

Органы прокуратуры наделены широкими полномочиями по проведению проверок субъектов хозяйствования любой формы собственности.

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510) установлены общие для всех контролирующих (надзорных) органов, в том числе прокуратуры, требования к планированию, назначению и проведению проверок субъектов хозяйствования.

Все плановые и внеплановые проверки должны проводиться на основании предписаний, выданных руководителями органов прокуратуры в соответствии с приказом N 84 (распоряжение N 9).

Предписание должно быть заверено печатью органа прокуратуры или оформлено на фирменном бланке.

В предписании на проведение плановых и внеплановых проверок в обязательном порядке указывается:

  • номер и дата выдачи предписания;
  • основание проведения проверки (при   проведении   плановой  проверки  указывается  пункт координационного  плана,  при проведении внеплановых проверок - пункт Указа N 510, в соответствии с которым назначена внеплановая проверка);
  • наименование органа прокуратуры, проводящего проверку;
  • наименование (фамилия, имя, отчество) проверяемого субъекта;
  • фамилия и инициалы проверяющего, его должность (состав группы проверяющих, фамилия и инициалы руководителя проверки, его должность).
  • проверяемый период;
  • срок проведения проверки (даты начала и окончания проверки) с учетом установленных в п. 24 Положения N 510 предельных сроков проведения проверок;
  • исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих проверке.

*Проверка является плановой, если она включена в координационный план контрольной (надзорной) деятельности (далее - координационный план).

Любой желающий вправе ознакомиться с планами проверок, которые дважды в год размещаются на интернет-сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь (http://www.kgk.gov.by/ru/coordination-plans-ru).

О назначении плановой проверки проверяемый субъект должен быть письменно уведомлен не позднее чем за 10 рабочих дней до начала ее проведения. Уведомление, направленное по последнему известному органу прокуратуры месту нахождения (жительства) проверяемого субъекта, считается полученным им по истечении 3 дней со дня его направления (п. 22 Положения N 510).

*Внеплановая проверка - это проверка, которая не включена в координационный план. Для таких проверок Указом N 510 предусмотрены особые условия назначения, выписки предписаний на их проведение и оформления их результатов, а также специальные сроки их проведения, которые рассмотрены в соответствующих разделах настоящих методических рекомендаций.

Проверка проверяемого субъекта проводится за период, не превышающий 3 календарных лет, предшествующих году, в котором в установленном порядке принято решение о назначении проверки, а также за истекший период текущего календарного года (п. 13 Указа N 510).

В ходе прокурорской проверки можно проверить исполнение любых нормативных правовых актов, вместе с тем при осуществлении надзора за законодательством прокурор не вправе вмешиваться в предпринимательскую и иную хозяйственную (экономическую) и организационно-распорядительную деятельность государственных органов и иных организаций, индивидуальных предпринимателей, в личную жизнь граждан (за исключением случаев, когда это необходимо для защиты их прав и законных интересов).

Согласно ст. 10 Закона о прокуратуре требования прокурора, вытекающие из его полномочий, подлежат исполнению в установленный срок всеми организациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями. Информация, истребуемая прокурором, представляется безвозмездно.

Пункт 1 ст. 27 Закона наделяет прокурора правом:

  • беспрепятственно входить в помещения и на другие объекты государственных органов, иных организаций и индивидуальных предпринимателей при предъявлении служебного удостоверения;
  • требовать от руководителей и иных должностных лиц государственных органов, иных организаций, индивидуальных предпринимателей представления принятых этими лицами (органами) постановлений, приказов, решений, распоряжений, статистических и иных сведений и других необходимых материалов;
  • настаивать на выделении специалистов для дачи заключений, проведения проверок, ревизий и экспертиз;
  • вызывать должностных лиц (иных граждан, индивидуальных предпринимателей) и требовать объяснений по поводу обстоятельств, связанных с нарушением законодательства;
  • использовать на безвозмездной основе средства связи, информационные системы, банки данных и архивные документы государственных органов, иных организаций и граждан, за исключением средств связи, информационных систем, банков данных и архивных документов организаций и граждан, пользующихся дипломатическим иммунитетом.

Результаты проверки, в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой проверки (п. 59 Положения N 510, п. 50 Инструкции N 84). В ином случае (при выявлении нарушений) составляется акт проверки. Требования к форме и содержанию указанных документов изложены в ч. 4 п. 59, п. 60, 62 - 67 Положения N 510.

После получения и рассмотрения возражений проверяемого субъекта на акт проверки выносится решение по акту проверки.

В срок не позднее 5 рабочих дней со дня окончания проверки акт проверки должен быть подписан проверяющим (руководителем проверки) (ч. 2 п. 59 Положения N 510, абз. 2 п. 50 Инструкции N 84).

В течение 2 рабочих дней после подписания акта проверки проверяющим (руководителем проверки) акт проверки согласно п. 66 Положения N 510 должен быть подписан:

  • представителем проверяемого субъекта (его руководителем, индивидуальным предпринимателем, нотариусом, лицом, осуществляющим адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временным (антикризисным) управляющим, не являющимся юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем);
  • лицом, осуществляющим руководство бухгалтерским учетом проверяемого субъекта (при проверках по вопросам, связанным с осуществлением проверяемым субъектом финансово-хозяйственных операций).

При наличии возражений по акту проверки проверяемый субъект делает об этом запись перед своей подписью и не позднее 15 рабочих дней со дня подписания акта представляет в письменном виде возражения по его содержанию в орган прокуратуры, проводивший проверку (п. 71 Положения N 510, п. 61 Инструкции N 84).

По истечении установленного срока возражения к рассмотрению органом прокуратуры не принимаются. Проверяемый субъект письменно уведомляется об этом.

Органом прокуратуры изучается обоснованность доводов, изложенных в возражениях на акт проверки.

При наличии к тому оснований решается вопрос о необходимости назначения и проведения дополнительной проверки.

Старший помощник прокурора
Локтева В.В.